Я смогла сделать длительную паузу. И стало легче вспоминать моих любимых мальчиков, в тысячный раз запускающих кассету с «Братством кольца» на привезенном из Испании видке.
Творчеством Толкиена у нас увлекался Юра. Пытался подсадить в компании всех, но как-то не очень успешно. Покупать книжки – покупали, но особо не читали. «Кольцо Тьмы» Ника Перумова Тетя Ира подарила Леше именно с подачи Суриковых…
нудно и сопливоБратец книжки повертел, полистал, зевнул и передал на хранение Юре – тот был счастлив, хоть содержание его и расстроило. Слишком уж Перумов вывернул наизнанку все, что было любо сердцу истинного толкиениста.
Юра и проникся-то миром Средиземья из-за безусловности категорий Добра и Зла. Для него это было правильно: есть зло, и есть цель зло изжить. Дословно я, конечно, уже не скажу, но в детстве я с удовольствием слушала рассуждения Юры.
Хотя и не особенно их понимала.
Сашка был к книгам Толкиена равнодушен… пока не вышел фильм.
А я и вовсе умудрилась первый раз посмотреть «Братство» в Туристе в переводе Гоблина. И жутко расстроила Юру, когда на попытку показать оригинал, заявила: «Скучно!»
Но мир вокруг стремительно заболевал «Властелином», и наша компания тоже в итоге поддалась.
Сашу покорил Арагорн.
Помню, летом после выхода первого фильма, он носился по даче с палкой-мечом и подбивал народ играть не в казаков-разбойников, а в «Братство и мерзких орков». Естественно, Саша братство и возглавлял. Крис, как единственный блондин, всегда играл Леголаса (к тому же, Зябликов тащился по Орландо Блуму). Тонька был Боромиром, которому усиленно строил глазки принц Лихолесья. Леша изображал орка. Сережа, как самый старший снисходительно был Гендальфом. Мелкая ребятня, до визга довольная, что ее позвали подростки, была хоббитами (их всегда было штук десять), был еще мальчик Боря, который тоже хотел быть эльфом, но из-за Зябликова приходилось оставаться Гимли. Юра то был Элрондом, то вообще изображал Валаров, которые направляли нашу игру и не позволяли злу побеждать (ибо не канон!)
Мне, как единственной девочке, Саша отводил роль Арвен (наивный!). Быть трепетной эльфийкой я терпеть не могла. Поэтому, либо в помощь Леше становилась орком, либо Саруманом (пыталась настучать Сереже дядиной удочкой), либо, катаясь на велике, изображала назгула, гоняющего громко визжащих хоббитов.
Ну не получалась у меня трепетная эльфийка. Саша в итоге смирился. Мы с ним даже дрались. Причем серьезно! До синяков! Пару раз Арагорн проигрывал… хотя может, поддавался.
Вторую часть уже ждали всем двором, перечитав и Властелина, и Хоббита, и Сильмарилион.
Юра торжествовал!
Единственное, в чем мы никогда не сходились с Суриковыми: в моей любви к Темному властелину и отношению к его неизбежному поражению. Тогда-то Юра и вспомнил про Перумова и предложил Леше отдать мне книги.
Леша разрешил с одним условием: книги можно передать только без суперобложек. Они были очень красивыми, но тонкими и постоянно сползали с томов. А я при всей любви к чтению обращаться с книгами не умела, как и мама: читали мы за столом, и страницы часто оказывались залиты кофе; складывали уголки, вечно теряя закладки, и вообще на первые книги Сварога страшно было смотреть...
Так что суперобложки так и остались у Юры…
Они до сих пор лежат среди вещей Саши и Юры в запертой комнате. Леша уже давно про них забыл, сами книги я трепетно оберегаю, тетя Лариса не раз предлагала обложки забрать, но я так и не решилась.
Перумов меня покорил. Не знаю, то ли так велико его писательское мастерство, то ли у меня уже тогда хорошо работала интуиция, но только на страницах появлялось имя «Олмер», я делала охотничью стойку. Золотоискатель из Дейла стал идеальным антагонистом. Его идеи, слова, взгляды… о-оо! Я готова была тонуть в этих строках. Читая первый раз «Копье тьмы», я молила Фолко и гномов, присоединиться к Олмеру.
«Вот идеальный герой и воин! Не то, что твой Арагорн! Учись лучше быть как Олмер!» - заявила я Сурикову. Тогда-то мы серьезно поругались с Сашей первый и последний раз. Не понимал он, как можно восторгаться тем, кто развязал кровавую войну. А выстрел Олмера во время поединка с королем Гондора и вовсе вызывал у Саши ярость. Когда я из вредности припомнила, что сам Сашка не брезговал стрелять пульками из кустов в школьных недругов, со мной не разговаривали два дня. Пока Юра не влепил нам обоим. Мол, нашли из-за чего. Саша заявил, что больше никогда не нападет со спины даже в игре, и никогда не станет похожим на Олмера, как бы мне того ни хотелось. Я пообещала больше никогда Сашу ни с кем не сравнивать.
А потом была третья часть…
Когда я закрываю глаза, я представляю тетину комнату, в которой еще стоял серый и очень потрепанный диван и громоздкий большой телевизор. И как мы собирались огромной компанией, набирали чипсов, сухариков, кока-колы, рассаживались на диване, на полу, и в сотый раз пересматривали все части. Уже наизусть могли цитировать, но все равно включали кассеты.
Удивительное чувство единства и тепла.
Я сидела, привалившись к Сашке. Ноги тогда уже плохо слушались, и он бдительно раз в двадцать минут требовал делать перерывы, чтобы я вставала и разминалась. И никто не ворчал.
А потом наступил 2005 год и все закончилось.
Наверное, Хоббит мне не зашел, потому что каждый раз внутри все обрывалось от воспоминаний.
А теперь я собралась с силами, скачала фильмы и книги и перечитала-пересмотрела с самого начала. Даже с Зябликовым договорилась созваниваться по скайпу и смотреть вместе. Мы нашли детали, которых раньше не замечали, заново пережили многие моменты.
Вспомнили, что когда мы только собрались смотреть «Две крепости», на моменте появления Белого мага, в доме вырубили свет. Мы сидели со свечами и рассуждали, что же там случилось дальше. Вспомнили, как сломали яблоню у Суриковых, когда «хоббиты» полезли спасаться от «орков». А еще Крис стащил белый сарафан у тети Ларисы, чтобы изобразить Галадриэль, а Юра согласился заплести ему волосы «раз уж Оля опять сопротивляется». А как-то Боря спер у отца сигареты, чтобы как Гимли закурить трубку. Досталось ему знатно!
А еще мы разучивали стихи из разных переводов и пели их вечерами у костра… Особенно, нам почему-то нравилось Прощание с Боромиром. Тонька, кстати, наотрез отказывался умирать и обычно доходил до воцарения Арагорна.
Странное ощущение. Мое нынешнее сознание и мировоззрение наложились на восторженность и наивность маленькой Оли…
И спустя столько лет боль отступила.
@темы: размышлительное, созерцай, к концу сказки добро победило разум, я уеду жить в Мордор, между строчек ни о чем, мы необычная семья, средиземье и окрестности, маневрируем, Олмер из Дейла, над землей бушуют травы, да похуй мне на философию, ни что человеческое нам не нужно, ну его, этот канон, только эхо в горах как прежде поет, эльфийское, друзья, Hobbit
а еще в детстве от первого появления назгулов стоял мороз по коже.
а потом случились песни Сарумана и "Пять замечательных коней"
я так и не посмотрела 2 и 3 части Хоббита
месяц назад мне подкинули книгу Рутиэн "Некоронованный". по миру Средиземья. перечитываю сейчас, слог книги не радость филологу и фанату серии.
... и, как ни странно, это был пост совсем не о властелине колец.
...понятное дело